1.1. Сущность проблемы формирования учебной мотивации учащихся.
Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов.
Исследуя отношение школьников к учению, установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
Что же такое «учебный мотив» как структурный компонент «учебной мотивации»? По определению, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой».
«Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
Рассмотрим теперь, какие виды учебных мотивов выделяются в педагогической психологии. Надо заметить, что единой и общепринятой классификации мотивов в структуре деятельности учения не существует. Наиболее разработанной является классификация учебных мотивов по содержанию (направленности).
В их основе лежит предложенное выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса.
Обратимся теперь к другой, довольно распространенной классификации, в которой мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние.
Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является познавательный интерес к предмету. Познавательный интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения.
Под познавательным интересом понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес — мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Важнейшие предпосылки формирования у школьника познавательного интереса к учению:
1.Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.
2.Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.
3.Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя. Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема формирования познавательного интереса к предмету, проблема учебной мотивации учащихся остается актуальной как в современной науке, так и в практике работы школы.
1.2.Способы диагностики учебной мотивации учащихся. Формирование учебной мотивации следует начинать с определения исходного ее состояния, т. е. необходимо провести диагностику учебной мотивации учащихся.
К педагогическим средствам диагностики мотивации учения относятся наблюдение, анкетирование, шкалирование и др.
Наблюдение. Мотивация доступна наблюдению. Ее довольно легко обнаружить: об отношении учащихся к учению или труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематическому выполнению заданий и т. д. Изучение учебной мотивации учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдение по следующим признакам.
- Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное, недобросовестное или добросовестное, активное выполнение работы; длительное, напряженное выполнение работы; выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания на протяжении всего занятия или только его части).
- Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых (ведение записей при слушании преподавателя или чтении учебника; выдвижение гипотез; обращение с вопросами; проверка нескольких, а не одной, как требовали, гипотез; повторное, более тщательное выполнение задания; выполнение с особой тщательностью практической или теоретической части работы; стремление узнать, какие еще приемы и способы применяются).
- Характер умственной деятельности, наиболее привлекающей учащихся (самостоятельное выявление причинных связей, зависимостей, закономерностей и т. п. или процесс копирования действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности и т. п.).
- Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение теоретического обоснования работы, практической ее части, формулирование суждений, умозаключений, выводов; стремление участвовать в составлении плана работы, коллективном обсуждении итогов работы; оказание помощи товарищам и т. п.).
- Отношение к выполнению задания (полностью выполняет требования, предъявляемые при написании сочинения, отчета олабораторной работе и т. п., выполняет их частично; выполняет с выдумкой, старательно или небрежно; внимателен к разбору типичных ошибок, стремится их избежать и устранить; участвует в групповых формах работы или стремится их избежать).
- Увлеченность, эмоциональный подъем при изучении предмета, выполнении практической работы (стремление к самостоятельной постановке проблем, увлеченность поиском их решения, потребность в выдвижении гипотез, интерес к применению аналогий, моделированию, проведению мысленных экспериментов; удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями и т. п.).
- Отношение учащихся к окончанию работы (рад звонку с урока, огорчен, «не слышит» звонка и т. д.).
- Отношение учащихся к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам.
- Темп вхождения, включения в деятельность (быстро ориентируется в предстоящей деятельности и принимает ее; ориентируется, но не принимает ее; не хочет делать; ставит цели; стремится планировать свои действия и т. д.).
- Качество знаний (объем, полнота, фактическая точность, понимание, осмысленность, прочность усвоенного материала, умение решать «нестандартные» задачи, успешность выполнения заданий, быстрота актуализации нужных знаний, умение находить и устранять неисправности в приборах и др.).
Анкетирование. Анкета как научный инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов по ее созданию. Учитель должен найти опубликованные анкеты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.
Шкалирование мотивации учения. Анкеты требуют от учителя довольно много времени для их обработки, тем более, если их много. Этого недостатка можно избежать, если применять анкеты-шкалы, в которых дается система вопросов и на них — перечень готовых ответов, но школьник должен не просто выбрать наиболее подходящий, а оценить в баллах правильность каждого из них. Это дает возможность количественно обработать полученный материал.
Таким образом, применение диагностических методик позволяет на научной основе, а не вслепую осуществлять процесс целенаправленного формирования учебной мотивации учащихся.
1.3.Пути решения проблемы формирования учебной мотивации учащихся.
Процесс формирования учебной мотивации должен стать значительной частью работы учителя. При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации следует начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного состояния мотивации учения. Постановка целей формирования мотивации является вторым важным требованием научно-обоснованного процесса ее формирования. Третье требование — отбор и применение педагогических приемов, методов и средств формирования мотивации.
Существуют разнообразные условия формирования учебной мотивации современного школьника:
- Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора создает ситуацию, в которой ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
- Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения, так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
- Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости ученика. При этом у школьника должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле.
- Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Важна для психологически грамотной организации процесса формирования мотивации учения ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат — оптимальная мотивация и успешная учеба.
Значимым условием формирования учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Значительное влияние на формирование мотивации учения может оказать учитель, используя в своей работе определенные методы и приемы. Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Формирование мотивации замедляют: эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала; невысокая компетентность учителя, его незаинтересованность работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что именно от учителя, используемых им приемов, методов и средств, его умения отбирать содержание учебного материала зависит успешность формирования учебной мотивации учащихся.
1.4.Приемы, методы и средства формирования учебной мотивации учащихся.
Формированию положительной мотивации к учению способствует урок, который был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.
При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:
— постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
— создавать ситуации успеха;
— стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— способствовать развитию учащихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
— стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Большую роль в формировании мотивации играют цели урока:
— цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверки степени достижения цели урока;
— общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т. е. задачами этапов урока;
— необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса;
— необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
— цель должна соизмеряться с возможностями учащихся.
Проектируя урок, учитель должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в урок необходимые изменения.
Одним из стимулов формирования мотивации является оценка:
— оценка не всегда является стимулом. Она мотивирует:
— когда ученик уверен в её объективности;
— когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
— когда ученик знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
— когда ученик уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
— когда ученик уверен в том, что для достижения более высоких результатов созданы условия.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
— связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
— обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
— связанные с осознанием учеником своих возможностей и способностей;
— от получения новых знаний;
— от самостоятельного добывания знаний, от овладения новыми способами добывания знаний.
Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся применение на уроке современных педагогических технологий:
— создание проблемной ситуации: перед учащимися ставится задание, как правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной задачи, полезность решения которой очевидна ученикам;
— создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся;
— игровые ситуации на уроках: игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;
— дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение на уровне возможностей и способностей ученика;
— подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка проектов и т. д.;
— групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;
— метод проектов: способствует активизации всех сфер личности школьника — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества;
— Интернет-технологии (ИКТ) сегодня являются частью общей информационной культуры учащихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний.
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника познавательный интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.
Вот некоторые из приемов:
1) Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, достигая которую он выполняет учебное действие, которое планирует педагог.
2) Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Можно предложить ученикам во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что...». Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.
3) Прием «Линия времени». Начертить на доске линию, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля; проговорить о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе найти уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
4) Прием «Оценка — не отметка». Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки — стимулировать познание.
5) Прием «Автор». Ученикам задаются следующие вопросы:
— Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
— Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
— Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали данную тему и т. д.
6) Прием «Образовательная стратегия». Учитель задает следующие вопросы:
— Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»?
— Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями, дети учат себя сами.
7) В начале года можно попросить учащихся ответить на ряд вопросов:
А) На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого? Какая помощь нужна?
Б) Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймешь, что результат достигнут?
Важно отметить, что каждый из рассмотренных приемов, методов и средств у каждого учителя будет иметь свои особенности. Они зависят от условий применения, педагогического мастерства учителя. Здесь рассмотрены лишь основные их возможности, опираясь на которые, педагог сможет проанализировать возможности тех педагогических приемов, методов и средств, которыми он располагает.
В формировании мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному приему, методу или средству. Существует мнение, что достичь желаемых результатов можно, если использовать на практике все имеющиеся приемы, методы и средства, однако ясно, что не всякая совокупность может обеспечить наилучший результат при малых затратах сил и времени как учителем, так и учащимися. Для достижения наилучшего результата необходимо рациональное использование таких приемов, методов и средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный в данных условиях результат.
разгарнуць » / « згарнуць