Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе.
Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба). Язык для детей становится прежде всего средством развития, познания и воспитания.
Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сенситивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. В связи с этим актуальность программы кружка «Занимательный Английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка).
Данная программа составлена на основе Типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (общественно-гуманитарный профиль)
Эта программа рассчитана на 1 учебный год для детей младшего школьного возраста, являясь своего рода пропедевтическим курсом и заключает в себе 144 часа.
Вышеуказанные положения позволяют определить цели и задачи работы, которые помогут систематизировать разностороннюю подготовку детей младшего школьного возраста, опираясь на определенный объем лексики, грамматических и речевых структур английского языка.
Цель: формирование навыков свободного общения на уровне «начинающий» и навыков прикладного использования английского языка.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
- формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
- учить элементарной диалогической и монологической речи;
- вырабатывать у учащихся навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания.
Развивающие:
- создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
- развивать мышление, память, воображение, волю;
- расширять кругозор учащихся;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
- воспитывать чувство толерантности.
Разработанное содержание учитывает психофизиологические особенности раннего школьного возраста ребенка, его возможностей.
При разработке программы учитывались принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста с выбором соответствующих методов, форм и средств работы [5].
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Каникулы (8 часов)
Каникулы – лучшее время. Занятия на каникулах. Каникулы друга. Каникулы в разных странах. Хороший отдых. Активный отдых. Планирование каникул. Рассказ о каникулах.
- Здоровый образ жизни (7 часов)
Меню на завтрак, обед и ужин. Витамины в нашем питании. Виды спорта. Активный образ жизни. Виды заболеваний. На приеме у доктора.
- Путешествия (12 часов)
Страны и континенты. Страны Европы и Азии. Страны Америки и Африки. Страны и языки. Англоязычные страны. Путешествие по разным странам. Виды транспорта. Виды транспорта, которые мне нравятся. Путешествуем по Беларуси. Путешествуем по Британии. Приглашаем в путешествие. Планы на летние каникулы.
- Праздники (8 часов)
Зимние праздники. Украшения. Рождество в Британии. Рождество в Беларуси. Весенние праздники. Пасха. Подарки.
- Город и деревня (10 часов)
Город и деревня. В моем городе. В городе много интересного. В городе мне нравится. Жизнь в городе. В древне тоже хорошо. Занятия в деревне. Современная деревня в Беларуси. Рассказ о городе. Рассказ о деревне.
- Кино и телевидение (10 часов)
Телевидение в нашей семье. Познавательные телепередачи. Когда и сколько смотреть телевизор. Телевидение в Британии. Телевизионная программа на сегодня. Реклама. Телевизор или компьютер. Любимые фильмы. Любимые мультфильмы.
- Школа (9 часов)
Типы школ. Что думают о школе учащиеся. Типы школ в Беларуси и Британии. Моя первая учительница. Мой кабинет. Школьный двор. Расписание уроков. Большая перемена.
- Книги (8 часов)
Книги. Любимые книги. Сказочные персонажи. Мои любимые сказки. Аудиокниги. В библиотеке. Британские писатели. Мой любимый писатель.
- Еда (9 часов)
Национальные блюда Британии. Национальные блюда Беларуси. В кафе. Меню на каждый день. Список покупок. Стоимость покупок. Советуем приготовить. Книга рецептов класса.
- Помощь по дому (9 часов)
Распределение обязанностей в семье. Выполнение работы по дому. Помощь друг другу. Работа мамы по дому. Электронные приборы в быту. Уборка в квартире. Мои обязанности. Моя комната.
- Природа (10 часов)
Природа. Растительный мир лесов. Любимые цветы. Природа и птицы. Что угрожает природе. Животный мир планеты. Исчезающие виды. Красная книга Республики Беларусь. Защита животных. Забота о природе.
- Великобритания (12 часов)
Стороны света. Границы государства на карте. Географическое положение Великобритании. Символы Великобритании. Природные особенности. Климат Великобритании. Шотландия. Уэльс. Ирландия. Традиции Великобритании. Королевская семья. Национальные праздники.
- Время суток (4 часа)
Утро. Завтрак, ланч, обед. Что ты делаешь вечером. Распорядок дня.
- Дом, милый дом (8 часов)
Дом, квартира. Комнаты в нашем доме. Моя комната. Дом моего друга. Мебель в моем доме. Что я люблю делать дома. Моя любимая комната. Комната моей мечты.
- В мире профессий (5 часов)
Все профессии важны. Кем работают твои родители. Кем ты хочешь стать. Профессия моей мечты.
- День за днем. Дни недели (10 часов)
Дни недели. Какой сегодня день. Любимый день недели. Как я провожу выходной. Выходной день вместе с семьей. Мой выходной день. Планируем будний день. Планируем выходной. Что я делал вчера. Рассказ о лучшем выходном.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы будет способствовать:
- Развитию познавательной мотивации у детей в процессе решения творческих задач;
- Развитию основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника, чувства гордости за свою Родину;
- Развитию любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- Развитию внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
- Воспитанию чувства справедливости, ответственности;
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
- инструкцию учителя по выполнению творческих заданий;
- короткие высказывания на слух;
- наизусть рифмованные произведения (песенки, стихи);
- названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями;
- названия животных, продуктов питания, профессий и т.д.
Уметь:
- представиться и поддерживать диалог на бытовые темы;
- наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
- составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- понимать на слух короткие тексты;
- общаться на английском с помощью известных клише.
- уметь сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация данной программы требует следующих форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы:
- общие организационные формы взаимодействия педагога и обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
- Методы (по Ю.К. Бабанскому):
перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); словесные (лекция, рассказ, беседа, устное изложение, объяснение, анализ текста, ситуации общения и др.); наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приемов исполнения, применение схем, наблюдение и т.д.); практические (упражнения, выполнение заданий); логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение и др.);
методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков; методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. № 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by/wpcontent/uploads/2015/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
3. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/...i...i.../1_polog.doc.
4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016– 2020 годы (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. № 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: edu.gov.by/doc-3 999 313.
5. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (общественно-гуманитарный профиль) от 06.09.2017г. [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.adu.by/images/2018/05/Tip_progr_dop_obr_obsch_guman_profil.pdf.
6. Бабосов, Е.М. Общая социология : учеб, пособие / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 640 с.
7. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: http://method.nchtdm.by.